В НАЧАЛО
 СВЕЖИЙ НОМЕР
 АРХИВ НОМЕРОВ
 РЕДАКЦИЯ
 КАРТА САЙТА


Рекомендуем посетить: harpic power





 




 

  содержание журнала: №3 | 2000  
 Memento vivere! 
ИСТОРИЯ - ШКОЛА ЖИЗНИ - Historia est schola vitae

В ДРЕВНЕМ КИЕВЕ ЛЕЧИЛИ
И КНЯЗЕЙ, И БЕДНЯКОВ...

  Александр Грандо

О.A. Грандо, основатель и директор Центрального музея медицины Украины.

   Христианство, ставшее официальной религией Киевской Руси, коренным образом изменило взгляды на многие проблемы, в частности, определило врачебное дело как предмет попечительства церкви по Византийскому образцу. Церковный устав Святого Владимира провозгласил больницы церковными организациями, а "лечцов и врачей" - людьми церковными. Древнерусские монастыри стали не только культурными, но и медицинскими центрами.

История сохранила имена монахов-подвижников, которые обладали даром исцеления. Из глубины столетий дошли до нас имена лечцов, прославивших Киево-Печерский монастырь как средоточие милосердия и умелого врачевания: Антония Преподобного (основателя Киево-Печерского монастыря), Дамиана, Агапита Печерского, Вирменина. В Киеве, при княжеских дворах, служили как свои, так и земские врачи. У Владимира Святославича врачом был Иван Смера, которого князь в 980 году посылал в Грецию учиться.

Немало умелых лечцов жило в Киеве во времена Ярослава Мудрого. Были и женщины-целительницы: дочь бортника Феврония, дочь черниговского князя Ефросинья, внучка Владимира Мономаха Евпраксия - успешно применяли народную медицину на практике. Бесконечные военные походы требовали знающих хирургов, травматологов, которые на древнерусском языке назывались "резальниками". В те времена хирурги владели техникой "операции" на черепе, ампутации конечностей, при этом на прооперированном месте оставался едва заметный шрам. Кожные заболевания лечили дегтем, им же заливали трупы и могилы тех, кто погиб от чумы.

Одним из самых знаменитых врачей того времени был монах Киево-Печерской Лавры - Агапит. Неизвестны дата его рождения, факты светской (домонашеской) жизни. В монастырь он пришел при Антонии (основателе Киево-Печерской Лавры) и развернул широкую врачебную деятельность. Агапит был очень популярен среди всех слоев населения древнего Киева. Сердечное, искреннее отношение монаха-врачевателя к больным, скромность и бескорыстие (денег за лечение он не брал) принесли ему славу и уважение людей. Историк Татьяна Можаровская в статье "Лечили князей и бедняков" так описывает деятельность Агапита: "Когда в Чернигове заболел князь Владимир Мономах, и лечение вызванного из Киева медика не дало результатов, князь позвал Агапита. Тот вылечил князя, а от предложенной награды отказался".

Успех Агапита вызвал зависть у коллег, прежде всего у Вирменина, безуспешно пытавшегося вылечить Владимира Мономаха. Вирменин хотел даже отравить Агапита, но яд не подействовал. Агапит лечил в основном травами, сам составлял снадобья. Большое внимание уделял он диете, индивидуально подбирая больным продукты питания. "Киево-Печерский патерик" описывает случаи наиболее эффективного излечения не только простых людей, но и бояр, князей и их детей.

Врачебная деятельность Агапита нашла отображение в гравюрах XVII-XVIII вв. Первый иконографический портрет знаменитого врачевателя напечатан в "Патерике" (1661г.). Сохранились его изображения в росписях Лаврских храмов. Умер Агапит в октябре 1095 года и был похоронен в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. В 1986 г. московский судмедэксперт С.А.Никитин по методу известного ученого М.М.Герасимова воссоздал скульптурный портрет Агапита, изобразив его с пучком целебных трав в руках.

Ученые провели детальное исследование мумифицированных останков Агапита, в ходе которого установлены рост Агапита - 166 см, возраст, в котором он умер, - приблизительно 60 лет, время захоронения - XI в. Биохимические исследования показали, что в мумифицированных останках Агапита не было никаких дубильных и бальзамирующих веществ, т.е. процесс мумификации протекал естественным путем.


Читать следующую часть ...


 
 

©2011 При использовании любым материалов активная ссылка на сайт novoaydar.com.ua является обязательной